Информационные технологии для пользователей библиотеки

         

Практическая работа по теме «MS Excel: ведение расчетов, создание и редактирование формул, функций»


УПРАЖНЕНИЕ I.

Задание 1. Дополнить созданную таблицу недостающими данными: Посчитать итого, путем нахождения сумму элементов указанного столбца. Для этого необходимо выделить ячейку, где будет выведена общая сумма и нажать значок «автосумма» ? на панели инструментов.

Задание 2.

Установить процентный формат ячеек для столбца «%». Число десятичных знаков после запятой – 1.

Задание 3.

Заполнить столбец «%», найти процент каждого вида литературы от общего количества. Для этого следует ячейку B3 заполнить формулой =C3/C$9. Обратите внимание, что перед 9 стоит указатель на абсолютную адресацию, т.к. название данной ячейки (С9) при автозаполнении меняться не должно.

Задание 4. Заполните путем автозаполнения оставшиеся ячейки столбца «%».

Должна получиться следующая таблица:                                   


УПРАЖНЕНИЕ II.

         Задание 1. На новом листе в этой же книге создайте следующую таблицу.



месяц

Апрель

Месячная ведомость учета денежных средств библиотеки

 

Приход

расход

Наименование

сумма

наименование

сумма

1

"ночной абонемент"

 185,00р.

переплет книг и подшивка документов

 215,00р.

2

услуги по ксерокопированию

 315,00р.

бумага

 200,00р.

3

поиск по электронному каталогу

 210,00р.

прочие канц.товары

 92,00р.

4

подбор литературных источников по тематике

 128,00р.

расходные материалы для техники

 100,00р.

5

Прочее

 93,00р.

прочее

 50,00р.

 

ИТОГО

 931,00р.

 

 657,00р.

Полученная прибыль за

Апрель

равна

 274,00р.

 

 Указания по заполнению:

  • Стиль основного шрифта - Arial Cyr, размер 12, для заголовка таблицы - полужирный, размер 14.
  • Подсчет «Итого» оформить, используя автосумму.
  • Формат столбца «сумма» должен быть - денежный.
  • «Полученная прибыль» равна «Итого (приход)» минус «Итого (расход)».

  • Название месяца набирается лишь один раз (вверху), далее используйте знак равенство (=) и указание на верхнюю правую ячейку.


  •  

    Практическая работа по теме: «Создание диаграмм»

    1.  Подготовьте лист со столбцами и строками информации, которая может использоваться в диаграмме.

    2.  Выделите диапазон ячеек с данными для нанесения на диаграмму. В терминологии Exсel этот диапазон называется рядом данных. Выделение несмежных областей: следует сначала выделить первую область, затем нажать клавишу Ctrl и, удерживая ее, выделить остальные области.

    3.  Создайте диаграмму на листе книги. Для этого вызовите подменю Диаграмма… в меню Вставка (либо на панели инструментов нажмите кнопку
    ). Открывается окно Мастера диаграмм, в котором предлагается выбрать тип диаграммы.

    4.  Выберите необходимую разновидность желаемой диаграммы. Для этого достаточно щелкнуть мышью по нужному изображению диаграммы. Если вы хотите увидеть, как выглядит конечный результат, то можете щелкнуть мышью по кнопке Просмотр результата.

    5.  Нажмите кнопку Далее, чтобы перейти ко второму этапу работы Мастера диаграмм. Открывается второе окно Мастера диаграмм, в котором предлагается указать включаемые в диаграмму ячейки. Если требуемые ячейки были выделены заранее, то этот диапазон будет отображаться в окне выбора диапазона, иначе следует выделить этот диапазон. Также здесь имеется возможность определить, как строится график по исходным данным: по строкам или столбцам (установите соответствующие радиокнопки). Обратите внимание на закладку Ряд: здесь можно из описываемой исходной области данных выделить один или несколько столбцов для описания меток по оси Х. Если таких столбцов не выделено, то метки на оси Х ставятся по умолчанию: 1, 2, 3… Подписи эти, однако, можно задать и на этом этапе: для этого достаточно заполнить поле Подписи оси Х:. Если не выделена строка для текста легенды, то тогда текст легенды также задается по умолчанию: Ряд 1, Ряд 2, …

    6.  Нажмите кнопку Далее.


    Появляется третье окно Мастера Диаграмм, в котором с помощью соответствующих закладок диалогового окна указываются настройки таких параметров выбранной диаграммы, как заголовки, оси, линии сетки, подписи данных, таблица данных и легенда.

    7.  Нажмите кнопку Далее, чтобы подтвердить параметры диаграммы и открыть последнее окно Мастера диаграмм. В нем задается место размещения полученной диаграммы: на новом листе либо на текущем.

    8.  Нажмите кнопку Готово. Exсel завершает построение диаграммы и выводит её на листе книги. Если диаграмма выделена (диаграмма по периметру выделена черной с маленькими квадратиками в центре и по углам), то Exсel отображает панель инструментов диаграмм для облегчения основных операций с ними и выбирает масштаб с таким расчётом, чтобы на экране была видна вся диаграмма.

    9.  Если нужно отредактировать готовую диаграмму,

    то нужно щёлкнуть правой кнопкой мыши по области диаграммы и выбрать необходимый пункт для редактирования. Далее внести необходимые изменения и нажать кнопку Ok.

    Задание 1. По таблице «Библиотечный фонд» постройте следующую гистограмму и круговую диаграмму





     Задание 2. По таблице «Месячная ведомость» составить объемную гистограмму прихода и расхода денежных средств.










    Содержание раздела